Путешествие из Петербурга в Псков

Бахчисарайский Успенский монастырь

Об обстоятельствах его возникновения существует несколько легенд. Одну из них рассказал русский историк XVII в. Андрей Лызлов: "Бисть некогда в оных каменных горах змий великий, людей и скота пожиравший, и того ради людие от места того отбежавши, пусто оставиша, но
яко тамо во оно время жили еще греки и генуенсы, молишася Пресвятой Богородице, дабы их от оного змия освободила: и тако единого времени в нощи узреша в горе той свещу горящу идиже не могущи крутия ради и острия горы взыти, вытесавши ступени из камени и приидоша тамо идеже свеща горяще и обретоша образ Пересвятыя Богородицы и свещу пред ним горящу; тамо же близко того образа и змия оного обретоша мертва разседшося. И тако радости будущи воздаша велил благодарение Богоматере избавльшей их от такого злаго змия; его же изсекши в части, сожгоша огнем и от того времени жителые тамошнии часто нагаша ходити тамо, и молитися Пресвятой Богородице". Бахчисарайский Успенский монастырь

Согласно другому преданию "В давно минувшие времена пастух одного князька Топарха, по имени Михаил загнал однажды для пастьбы стадо свое в нынешний Успенский овраг и увидел здесь на скале в 10 саженях от земли икону Богоматери и пред нею свечу. Пораженный чудесным явлением, он тотчас дал знать об этом своим начальникам, и когда весть дошла до слуха князька, он приказал взять икону с высоты и перенести в его дом, находившийся в окрестных горах, несмотря на благоговение, с каким была принята святая икона домохозяином, на другой день ее не оказалось в доме: она опять стояла на прежнем месте, на скале. То же повторилось и в другой раз, когда вздумали снова взять ее со скалы. Тогда все поняли, что Богоматери не угодно, чтобы святой лик ее находился в другом каком месте, кроме той скалы, где он явился: не медля решили устроить малый храм в самой скале, против того места, где явилась святая икона. Изсекли внутри скалы пещеру, а снаружи лестницу к ней и в сей пещере-храме поместили новоявленную икону. Явление святой иконы произошло 15 августа, посему новый храм посвящен Успению Богоматери".

Точная дата основания монастыря неизвестна. Вероятно это было в XV в., когда соседняяБахчисарайский Успенский монастырь крепость Кырк-Ор (Чуфут-Кале) становится столицей нового государственного образования - Крымского ханства, и имевшийся там христианский монастырь переносится на противоположную сторону ущелья Майрам-дере. В конце XV в. после захвата Крыма турками в 1475 г. Успенский монастырь стал резиденцией митрополита, центром православия в Крыму.

В то время монастырь был почитаем не только среди христианского населения, но и последователей других религий. Так, по сообщению уже известного нам Андрея Лызлова "некогда хан Крымский Ачи-Гирей (Хаджи-Гирей-авт.), воююще против супостат своих, просил -помощи от Пресвятые Богородицы (в Успенском монастыре), обещающе знаменитое приношение и честь образу ее воздата и творяще тако: егда откуду с корыстию и победою возращащеся, тогда избрав коня или двух елико наилучших, продавше и накупивши воску и свещ сделавши и поставляше тамо через целый год, еже и наследники его, крымские ханы, многажды творяху".

Этим актом Хаджи-Гирей показал не только уважение к христианским символам, но и, вероятно, благодарность за ту практическую помощь, которое оказало православное население основателю государства в борьбе за престол.

Успенский монастырь часто упоминается в источниках XVI-XVII вв. Особенно тесные отношения монастырь поддерживал с Россией. Например, известна жалованная грамота русского царя Федора Ивановича, гласящая: "Лета 1596  мая 27 по государеву, цареву и великого князя Феодора Ивановича всея России указу, в память (к сведению) боярину, князю Ивану Васильевичу Сицкому... приехал к государю, царю и Великому князю Феодору Ивановичу и Всея Руси из Крыму, с крымскими гонцами, из монастыря Пречистой Богородицы на Салачике, гречанин Пасхалий бити челом о милостине, а на перед сего послано было в тот монастырь по Пресвятой на Салачике по государевой жалованной грамоте в милостыню 15 рублей. Ныне бояре приговорили послать в тот монастырь с гречанином Пасхалием 15 рублей". Через три года уже другой русский царь, Борис Годунов также пожаловал сюда 15 рублей, и сверх того дана была икона и поставлена свеча".

В Успенском монастыре неоднократно бывали и русские послы, которые там "по окончании дел у хана, перед возвращением в отечество служили... благодатный молебен". Русское правительство через Успенский монастырь пыталось закрепить свое влияние на христианское поселение Крыма, что особенно ярко проявилось в 1778.

По приказу Екатерины II командующий русскими войсками в Крыму граф Румянцев предложил главе крымских христиан, Митрополиту Игнатию со всеми христианами переселиться в Россию на берега Азовского моря. 23 апреля в день Пасхи митрополит предложил это своей пастве. Игнатий действовал очень энергично и развернул широкую пропаганду по всем селам, и в езультате большинство живущих в Крыму христиан решилось навсегда оставить его и переселиться в Россию. Организацией переселения руководил А. В. Суворов. Русское правительство прислало из Азовской губернии 600 подвод, на которых были размещены греки, армяне и католики. И экскортируемые войсками А. В. Суворова переселенцы двинулись в путь. Россия выделила на эту акцию 230 тыс. рублей. Жители деревни Мариамполь, расположенной напротив Успенского монастыря, основали на новом месте город Мариуполь. Остатки этой деревни можно увидеть внизу и на противоположном склоне ущелья. Это остатки разрушенных домов, вырубленные в скале лестницы, пещеры хозяйственного назначения.

После вывода христиан из Крыма Успенский монастырь приходит в упадок. Здесь не осталось ни одного священника, лишился он и покровителей. Оставшиеся на по.луостровеправославные стали требовать от последнего Крымского хана Шагин-Гирея себе священника. С большим трудом, угрожая тюрьмой, Шагин-Гирею удалось уговорить служить в Успенском монастыре прибывшего в 1781 на Южный берег греческого священника Константина Спиранди.

В 1783 Крым стал частью Российской империи. Церковь Успенского монастыря была расширена и использовалась русскими войсками, расквартированными под Бахчисараем. Однако в 1789  в Бахчисарае был возведен Николаевский собор и священник перебрался туда, а Успенский храм был превращен в кладбищенскую часовню.

В середине XIX в. русское правительство, в преддверии Крымской войны, стремясь показать глубокие корни христианства в Крыму, а следовательно, и законность права России навладение полуостровом, а также для привлечения сюда нового православного населения начинает возобновление и реставрацию христианских святынь.

Не без старания Херсоно-таврического архиепископа Иннокентия 4 мая 1850  Святейшим Синодом был издан указ об основании скита "на Успенской скале и назвать его Успенским..."

15 августа 1850 в день престольного праздника Успения состоялось торжественное открытие, во время которого из Бахчисарая в монастырь была перенесена икона Успения Богоматери, полученная в дар от Киево-печерской Лавры.

Количество монахов в монастыре не было постоянным Уже в конце XIX в. их насчитывалось здесь до 30 человек.

К началу XX в. здесь существовало пять храмов. Первый из них, в честь Успения Богоматери, был устроен в древней пещерной церкви. Пещерный храм Святого Марка, ниже Успенской церкви, появился в 1859  на пожертвования Симферопольского чиновника Марка Айвазова. Храм Константина и Елены был построен под скалой в 1857 на деньги Елизаветы Берковой. Храм Георгия Победоносца воздвигли в 1875 на противоположной стороне оврага. Его учредителем был генерал Перовский. Пятый храм, в честь Иннокентия Иркутского, был построен в 1896  в память об архиепископе Иннокентии на средней площадке скита.

Кроме храмов, на территории монастыря был еще ряд сооружений, в 1862 на средней площадке возвели дом настоятеля и двухъярусный корпус. Там размещались трапезная, кухня с пекарней и шесть келий. Для остальных были высечены 16 келий в скале и две построены под скалой. Были также сооружены фонтан и бассейн, проложена новая дорога в Бахчисарай, ырублена в скале лестница из 84 ступеней, ведущая на верх монастырского плато. Для приема посетителей в 1867 на дне ущелья были построены два двухэтажных дома. Во время героической обороны Севастополя 1854-1855 в монастыре размещался госпиталь. Места захоронения защитников Севастополя вы можете видеть на противоположном склоне ущелья. Среди надгробий выделяются памятники генерал-адъютанта барона П. А. Вревского и генерал-майора П. В. Веймарна, погибших 4 августа 1855  в сражении при Черной речке.

К Успенскому скиту были приписаны две церкви вне его территории: Анастасьевская, в 14 км от Бахчисарая, до 1851 г являвшаяся домовой церковью землевладельца Хвицкого, и церковь Введения Божьей Матери в Симферополе. В конце XIX в. Успенскому скиту принадлежало 332 десятины и 1233 квадратных саженей земли, в том числе два фруктовых сада и виноградник. Кроме того, монастырь владел 27 акциями общества Пароходства и Торговли по Черному морю по 15 рублей каждая. Большие доходы монастырю приносили многочисленные паломники.  


 

Rambler's Top100 Каталог сайтов Пскова «Псковский Топ». Сайты г.Пскова и Псковской области

2005-2014 © Александр Павлов


Самое интересное: Все об отдыхе в Пушкинских Горах (Государственном мемориальном музее-заповеднике А.С. Пушкина "Михайловское"): места питания и отдыха, история, карты проездов, организация экскурсий | Топографические карты Псковской земли | Литература о Псковской земле и Древней Руси (электронные копии букинистических изданий) | Новости Пскова |