А.А. Александров. Культовые камни Псковской земли: язычество и христианство // // Земля Псковская, древняя и современная. Псков, 1991 На территории Псковской области имеется не менее 130 культовых камней. Вероятно, их число значительно больше, поскольку информация о новых находках продолжает поступать. Часть таких камней пользовалась остаточным почитанием до недавнего времени; кое-где следы этого почитания сохранились и поныне. Несомненно, что эти камни дошли до нас далеко не полностью, т. к. часть их была уничтожена и смещена со своих мест в первой половине XVI в. (см. грамоты архиепископов Новгорода и Пскова Макария и Феодосия), а часть - из-за полного отсутствия охраны памятников на Руси и до, и после 1917 г. Тем не менее, некоторые сведения о культовых камнях Псковской земли в распоряжении исследователей имеются. В бывш. Островском у. у д. Кожино известно было место под названием "могильник". "Замечателен на этом могильнике камень, имеющий наверху углубление в роде окна. В этом углублении постоянно находится вода, которая не усыхает даже и в самые жаркие дни. Воде этой местное население, особенно женская его часть, приписывает целебные свойства, промывает ею глаза и пользуется от других болезней (Н. Быстрое, 1898 г.). На этом месте часовня, строенная в 1912 г., деревянная, солдатом. Тимофеем Ефимовым, из дер. Мотыльки, Лис. вол. По преданию, у колодца был прежде крест. Он и теперь цел. Уцелел квадратный сруб колодца, но воды в нем нет (Анкеты ПАО, 1913). Более подробные сведения имеются в "Псковских губернских ведомостях": "При дер. Шитики, по преданию, сохранившемуся у прихожан Гнильского прихода, Св. Великий князь Довмонт-Тимофей вместе с войском своим имел на поле отдых, облокотившись рукою на камень, вследствие чего на камне образовалась впадина, в которой постоянно находилась вода. Многие из окрестных жителей и даже из более отдаленных мест приходят брать из камня воду, чтобы получить исцеление от разных недугов. Прежде благодарные поселяне на этом самом месте, над этим камнем устроили часовню во имя св. Благоверных князей Довмонта и Гавриила и даже установлено было на означенное место каждогоднее крестохождсгне из погоста Гнилок в день сошествия св. Духа на Апостолов. Лет 30 назад, по рассказам, часовня разрушилась, крестный ход, по неизвестной причине, прекратился и самая икона, бывшая в часовне, изображающая на верху св. Троицу, а внизу св. Князей Довмонта и Гавриила, перенесена в Гнильскую церковь, где и хранится до сих пор. Теперь камень обнесен деревянным срубом и тут же поставлен деревянный крест, на котором развешаны крестики, полотенцы, тряпочки и разбросаны деревянные ложки, которыми верующие берут целебную воду. Не взирая на прекращение крестного хода, окружные жители на другой день Духова дня собираются на это место, принося с собою из. храма образ св. Князей для отправления общего богомолебствия, в воспоминание бывшего события, так как в самый Духов день, в память того же, в погосте совершается крестный ход с иконою св. Князей из церкви на паперть для служения общего молебства. Место, где находилась часовня и до сих пор в народе носит название Довмонтика и отстоит от погоста около трех верст по старой Опочецкой дороге (В. Буцевич, 1875). Есть об этом камне и другие интересные сведения:"...камень с углублением, будто бы продавленным ногою св.Бориса, когда он с братом св. Глебом проходил этой местностью . Предание говорит, что это было во времена нашествия Литвы. Место это называется "Светик". Раньше над камнем стоял крест, потом сделан крытый сруб, а в прошлом 1912 г. выстроили часовню. Народ Относительно подробные сведения сохранились и о культовом камне у д. Луговка. "В версте от Святогорского монастыря у деревни Луговка течет узкая мелководная речушка. Местные крестьяне зовут ее по-псковски "Редка". На правом ее берегу у деревянного мостика ютится небольшая вросшая в землю часовня, строенная лет полтораста тому назад. К нам подошел робкий пастушонок. Он заглянул в часовню и, будто увидев что-то внутри, сказал уверенно и решительно: "-Божья Мать шла здеся... Тута на камне села отдыхать..." Ее Святые Стопы оставили нерушимый след. Каждый год, когда "ходят Боги" (во время крестного хода), здесь поют молебен. Нет сомнения, что Пушкин видел эту часовню и слышал эти наивные легенды" (И. М. Картавцов, 1917). Есть и другое упоминание: "По дороге из Св. Гор в Воронач, верстах в 2 от него, есть "Луговская головня", в которой имеются старинные иконы и дерев, престол, а под ним камень с ясным отпечатком маленькой (детской или женской) ноги" (Н. Ф. Окулич-Казарин, 1914). К таким же "именным" камням относится и Ольгин камень у д. Беклеши (Першино). "Не более как в 150 саженях к северо-востоку от Выбут - за деревенькой Беклеши - на пустынном низменном лугу, окруженном с трех сторон песчаными холмами, покрытом огромными обломками и изрытом глубокими ямами, возвышается громадная гранитная глыба - продолговатой формы, имеющая в длину до восьми, а в высоту и ширину до трех аршин. Глыба эта считается святою и называется "Ольгиным камнем". Почему эта громадная скала считается святою и носит имя святой Ольги, - я никак не мог узнать. Впрочем, в народе существует следующее баснословное предание: "Однажды святая Ольга, торопясь в Выбутскую церковь к заутрени, услышала, что уже кончили благовестить - и опасаясь опоздать, бросила на поле большой камень, который несла в рукаве: - облегченная таким образом она пришла в церковь еще вовремя. С той поры камень этот стал называться Ольгиным". Крупный валун известен в районе д. Макарино Бежаницкого р-на. В камне вырублены 3 ступеньки. Старики говорили, что на нем была часовня, которая потом сгнила и развалилась. Подобный культовый камень со ступеньками известен в Эстонии у Хагери Руйла (Н. Моога, 1925). Видимо, еще одна часовня была у д. Теребош. "На пашне близ деревни Теребош Докатовской волости крестьяне находили черепа и другие человеческие кости. Там же небольшой камень, на котором выбито = СХ. Кроме малого камня есть большой камень на той же сопке 4 1/2 фута выш., толщ, внизу 7 фут., толщина вышины 5 ф. На одной стороне знаки. На вершине камня дыра 4 д. глубины и 4 д. поперек. По преданию, тут была часовня, сожженная поляками в 1581 г" (Анкеты ПАО, 1912). На рисунке в рукописи приведены три знака: вытянутый овал, немного изогнутая серповидная фигура и ромб. Еще один весьма почитаемый камень находится при д. Меэкси (Мегузица), ныне территория Эстонии. "Более общим и великим почитанием пользуется другой камень, так называемый Лааш кт, Иванов камень, в Иванов день. Камень этот находится при большой деревне Мегузица как раз на лифляндской границе, при ручье Мегузице, недалеко от Новгородка (Нейгаузена). В грамоте Ивана Васильевича Псково-Печерскому монастырю в 1561 г. этот камень именуется Теплым Камнем на кургане при ручье, и служил тогда одним из пограничных знаков. Какой величины был он в то время - неизвестно, но нынешние старожилы говорят, что на их памяти он подвергался неоднократному разрушению... По рассказам старых людей, на этом камне сидели Иоанн Креститель и Ап. Петр, умывали ноги в близлежащем ручейке и обувались. По некоторым, Иоанн Креститель оставил на камне следы своих ступней... К северу от этого камня, за ручьем, на Псковской земле находится часовня, посреди которой под иконой лежит часть этого камня". Далее описывается почитание самого камня, когда накануне Иванова дня к нему стекался народ со всего Псково-Печорского края с дарами: маслом, творогом, лепешками, яйцами и т. п. и далее: "Свеча зажигается на камне, а из кадки обязательно берут ложкой творог или масло и бросают на камень (очевидно, это жертва камню); потом ставят на него или подле него кадку; совершают камню несколько поклонов с крестным знамением и иногда целуют камень", затем масло из кадки раздается нищим, как и старые вещи - "хлам, тряпье, лапти", которые предварительно клались на камень. Отколотую часть камня прикладывали к животу, шее и другим местам, очевидно, с лечебными целями. Примечательно отношение и к мелким частям камня. "В Паниковском волостном правлении года 4 назад разбиралось дело о том, что одна полуверка купила у Чухонца камешек за 25 копеек; соседка ее, заметив его у играющих детей, отняла и отказалась возвратить целиком, а только половину. Она очевидно придавала камешку сверхъестественную силу" (Ю. Трусман, 1890). Видимо, подобное же отношение было к менгирообразному культовому камню у д. Гривки бывш. Холмского у. "Говорят, будто бы в р-не д. Гривок очень дорожат камнем; будто бы кто-то давал им за него 50 рублей, но они не отдали" (Анкеты ПАО, 1912). Еще один священный Теплый камень был у д. Малы; к нему, по преданию, собирались волхвы. Там же был священный "Мальский ключ". Рядом с д. Русский Бор у "Поклонной горки" лежал еще один "Теплый камень". У д. Кольцове был т. н. "Водраков камень", которому приносились в жертву цветные ленты, овечья шерсть, орехи, яблоки, хлеб, хворост, последний, чтобы не увязнуть в болоте при сборе ягод. "Среди женщин бытовало поверье о лечебной и дарующей все доброе силе камня" (Л. Зуров, 1937). У д. Звенковичи на берегу р. Каменки стоит деревянная часовня, рядом с которой вкопан каменный крест. В нескольких метрах от нее - поклонный камень - большой валун с уплощенной поверх-66 В Новгородской области следы на некоторых камнях также связывались с Богородицей, Христом, Параскевой Пятницей и др. (М. В. Шорин, 1988). Аналогичная картина известна и на других территориях, в том числе в Прибалтике и до Западной Европы включительно. |
2005-2014 © Александр Павлов